Подбор персонала
Статья
17 февраля 2025
Поиск персонала — это трудоемкий процесс, имеющий своей целью нанимать в штат компании нужного работника любой ценой, который требует глубокого понимания и стратегического подхода. Как же эффективно подобрать персонал в компанию?
Специфика деятельности, должностные обязанности и даже текущая конъюнктура рынка труда — все эти факторы влияют на формирование критериев подбора. В последнее время просто разместить вакансию и проверять отклики недостаточно, чтобы закрыть позицию. Без четко выстроенной стратегии сейчас подбор персонала может привести к излишним затратам и неэффективному принятию на работу. Существует много различных техник, которые помогают определить кандидатов, наиболее подходящих для вакантной должности. Однако, изучение и адаптация этих техник требуют значительных временных ресурсов. Внимание к деталям помогает привлечь клиентов и создать образ привлекательного работодателя.
Рекрутинг позволяет компаниям подбирать высококвалифицированных сотрудников, которые соответствуют требованиям определенной профессии, что является ключевым фактором для успешной деятельности. В больших компаниях используют внешний рекрутинг, а поиском кандидатов занимается hr-отдел. Компании малого бизнеса пользуются различными онлайн-платформами и hr-агентствами для поиска подходящих работников. Поиском анкет занимается сорсер. Доступен внутренний подбор через рекомендации друзей, клиентов, когда вовлечены только собственные сотрудники предприятия. Возможно разослать объявление о вакансии тем, кого оно непосредственно заинтересует и тем, кто захочет рекомендовать своих коллег.
Подбор персонала
Все специалисты отдела кадров умеют грамотно хантить или вести прямой поиск, чтобы предложить соискателю возможность стать частью команды. Существует два основных подхода к подбору персонала: целевой подбор, когда ищут одного кандидата на конкретную вакансию, и массовый набор, при котором происходит одновременный найм нескольких соискателей на аналогичные позиции. Главная цель любого начальника — найти и заинтересовать квалифицированных сотрудников, необходимых для выполнения стратегических целей и желающих работать в составе компании. Чтобы максимально оптимизировать рекрутинг и экономить ресурсы организации, важно разработать эффективный план.
Стратегия поиска и найма персонала должна охватывать несколько ключевых аспектов:
- Инновационный подход к выбору работников, соответствующих нуждам и ценностям компании.
- Расширение арсенала источников с помощью современных технологий.
- Применение систем управления человеческими ресурсами (HRM-системы), которые автоматизируют сбор данных о кандидатах.
- Разработка предложения ценности для сотрудников (EVP), которое привлекает высококвалифицированные кадры.
- Взаимодействие с кандидатами для оценки их профессиональных сильных и слабых сторон.
План подбора персонала
HR-менеджер составляет план — это детальная стратегия, определяющая количество претендентов, период времени и где именно их искать. Ведь чем качественнее сотрудники, тем лучше удается конкурировать на рынке — этот закон знает любой руководитель.
Определение плана заранее позволяет сэкономить время и средства, а также привлекать наилучших работников.
- Исходите из текущих и будущих потребностей компании: определите, какие специалисты и какие компетенции требуются, учитывая бизнес-планы.
- Выберите инструменты, которые будут удобны как для команды рекрутеров, так и для заказчиков, чтобы повысить качество подбора.
- Четко определите требования к кандидатам, чтобы адекватно оценивать претендентов.
- Составьте бюджет, учитывая расходы на рекламу вакансий в социальных сетях и на агрегаторах, доступ к поддержке hr-бренда.
Основы подбора персонала
Классическая модель воронки включает в себя пять основных действий:
- Сорсинг — на первом этапе вакансии распространяются через джоб-борды, социальные сети, профессиональные сообщества, форумы и мессенджеры. Это наиболее широкая часть исследования.
- Первый контакт — работодатель анализирует поступившие резюме и устанавливает связь с потенциальными кандидатами через телефон, электронную почту или соцсети, приглашая их на встречи и обсуждая условия работы, зарплаты и дополнительных выплат. Уже на этой стадии можно сформировать представление о его характере.
- Первичное собеседование — обычно проводится онлайн и позволяет отсеять около 60% кандидатов благодаря тщательно спланированной структуре вопросов.
- Квалификационное собеседование — на этом этапе проверяются деловые (hard skills) и личные (soft skills) качества работников. В IT-секторе это этап включает техническое интервью и тестовое задание. IT-рынок постоянно меняется и отличается растущим кадровым спросом.
- Финальное собеседование и оформление — принимается решение о найме кандидата, обговариваются условия испытательного срока и в этот же день ему делают оффер.
- Начало работы — заключительный этап воронки, где новый сотрудник начинает свою деятельность. Количество соискателей и успешное закрытие вакансии зависят от специфики должности и места работы.
Способы трудоустройства рекрутеров
Особенности каждой компании влияют на выбор методов, которые HR-отдел применяет для поиска кандидатов. Эффективный подбор кадров требует комбинации различных подходов.
- Рекрутинг — ключевой инструмент в работе HR-отдела, охватывает переписку и телефонные созвоны с кандидатами. Подходит для подбора линейного персонала и сотрудников среднего звена самых разных профессий.
- Executive Search — HR-менеджер ищет работников для средних и высших управленческих позиций. Часто такие кандидаты уже трудоустроены и не активно ищут работу.
- Headhunting — очень сложный процесс, так как необходима серьезная подготовка для поиска высококвалифицированных специалистов, часто с уникальными навыками. Этот вариант включает агрессивный хэдхантинг, когда во время встречи рекрутеры пытаются переманить специалиста из конкурирующей компании, иногда используя методы, влияющие на бизнес-процессы конкурентов или исследуя личные данные претендентов.
- Скрининг — первичный отбор претендентов, основывающийся на таких критериях, как опыт работы, отрасль, квалификация и навыки. Этот метод чаще используется для подбора персонала на позиции начального уровня.
- Прелиминаринг — методика привлечения выпускников студентов, молодых специалистов после вузов для стажировок и последующей работы, идеально подходящих под её нужды.
Методы рекрутеров
Чтобы качественно оценить соответствие корпоративной культуре, переговорные навыки, позицию в переговорах, аналитические способности и еще множество других навыков, вплоть до профессиональных знаний, подбор персонала включает различные этапы:
- Первичное анализирование резюме — начальный этап, на котором происходит оценка предоставленных кандидатами данных.
- Интервью — у рекрутеров есть множество форматов: краткие собеседования по телефону или видео; подробные технические интервью с участием заказчика; структурированные и ситуационные интервью (или кейс-интервью); групповые и стрессовые интервью.
- Ассессмент-центр — метод групповой оценки, где специально обученные оценщики наблюдают за поведением претендентов в имитируемых рабочих ситуациях. Assessment center — самый затратный, так как для его применения необходимы услуги психологов, социологов и кадровых специалистов.
- Тестирование — популярная процедура, которая активно используется для позиций в сфере цифровых технологий и IT, направлена на проверку профессиональных навыков. Ранее популярны были психологические тесты, включающие до 300 вопросов. В современной рыночной ситуации, где ведется борьба за каждого кандидата, применение психологических тестов может быть оправдано в особых случаях, например, при отборе в силовые структуры или спецслужбы.
- Соционика — для понимания, подойдет ли соискателю та или иная должность.
- Анализ социальных сетей кандидата — помогает увидеть его образ мышления и дает понимание его ориентиров.
Методы рекрутинга в интернете
Самый простой, на первый взгляд, и самый популярный метод — это размещение вакансии на сайтах поиска работы. Иногда рекрутинг занимает достаточно много времени, поэтому стоит доверить часть процесса технологиям. В настоящее время разрабатывается множество проектов, предназначенных для проведения видеоинтервью. Вот несколько ключевых примеров:
- VCV позволяет кандидатам создавать короткие видео-самопрезентации, отвечая на вопросы, которые заранее отправляет рекрутер.
- OVR следует подобному принципу, но также включает интеграцию с джоб-бордами и обладает интуитивно понятным интерфейсом, минимизируя риск потери претенднтов из-за сложностей использования программы.
- Wepow предоставляет возможность проводить мобильные и онлайн-интервью, позволяет внедрять фирменный стиль компании, поддерживает множество языков и обеспечивает удобную службу поддержки.
Программное приложение, способное улучшить рекрутинг, предлагает увеличение качества кандидатов и более быстрый и точный подбор специалистов. Система для автоматизации трекинга (ATS) выполняет ряд задач, на которые обычно уходит значительное количество времени у рекрутеров, включая парсинг резюме, создание базы данных претендентов и перенос данных в отдельные HR-системы, а также объединение всех данных для отчетности. Выбор подходящих площадок для публикации вакансий зависит от многих факторов, таких как размер организации, количество рекрутеров, а также бюджетные ограничения. Вот несколько примеров ATS систем, которые могут быть полезны при начале анализа:
- Talantix Cloud System — предоставляет возможности для управления базой кандидатов, включает систему разграничения прав доступа для управления вакансиями, рассылки сообщений через мессенджеры и функции аналитики рекрутинга.
- Lumesse TalentLink — автоматизирует весь цикл подбора персонала от начальной заявки до заключения трудового договора.
- FriendWork Recruiter — создает единую базу данных кандидатов, импортируя информацию из различных источников, включая джоб-борды и социальные сети, предлагает возможность проведения видеоинтервью и строит аналитические диаграммы для удобства использования.
- Mirapolis HCM — обеспечивает автоматизацию широкого спектра HR-процессов: от найма и адаптации до оценки компетенций и управления карьерным ростом и кадровым резервом в организации.
- Huntflow — интегрирован с различными мессенджерами и обладает функционалом внутренней почты для общения с кандидатами, способен распознавать резюме в разнообразных форматах и собирает их с джоб-бордов и профильных платформ, таких как GitHub.
Риски подбора работников
Процесс подбора персонала часто сопряжен с рядом проблем, которые могут не только ухудшить производительность, но и нанести ущерб репутации компании. Вот несколько распространенных ошибок в процессе найма:
- Недостаточно четкие требования к должности. Кандидаты должны четко понимать свои обязанности, иначе их работа может оказаться неэффективной.
- Сокрытие реального объема работы. Это может привести к перегрузке и быстрому профессиональному выгоранию, что, в свою очередь, заставляет сотрудников покидать компанию.
- Игнорирование личностных качеств кандидата. Неправильный выбор может ухудшить атмосферу в коллективе и снизить общую эффективность работы.
- Найм сотрудников с финансовыми обязательствами. Наличие долгов у кандидата иногда ошибочно воспринимается как мотивация для работы. Однако такие сотрудники могут быть нестабильными и чаще увольняются. К тому же, существует риск, что конкуренты могут использовать его финансовые трудности для получения конфиденциальной информации о вашей компании.
Подбор персонала
Наименование
Тариф
Стандартный подбор (1 замена в течение 3 месяцев)
месячный оклад
Массовый подбор (от 5 сотрудников) (1 замена в течение 1 месяца)
20 000 руб.
Подбор специалистов с уникальными навыками (Executive search) (1 замена в течение 3 месяцев)
10-12% от годового дохода
Абонентское обслуживание по подборке релевантных резюме по 1 вакансии в течение 1 месяца
18 000 руб.
Подготовка аналитики по конкретной должности
2 000 руб.
Создание вакансии и размещение в ресурсы
1 200 руб.
Подборка из актуальных резюме на вакансию (в зависимости от вакансии, до 15 резюме)
5 000 руб.
Проведение онлайн интервью
600 руб.
Проведение оффлайн интервью
800 руб.
Проведение телефонного интервью
400 руб.
Оформление резюме кандидата после проведённого собеседования, с комментариями рекрутера
800 руб.
Подбор персонала
Наименование
Тариф
Стандартный подбор (1 замена в течение 3 месяцев)
месячный оклад
Массовый подбор (от 5 сотрудников) (1 замена в течение 1 месяца)
20 000 руб.
Подбор специалистов с уникальными навыками (Executive search) (1 замена в течение 3 месяцев)
10-12% от годового дохода
Массовый подбор (от 5 сотрудников) (1 замена в течение 1 месяца)
20 000 руб.
Абонентское обслуживание по подборке релевантных резюме по 1 вакансии в течение 1 месяца
18 000 руб.
Подготовка аналитики по конкретной должности
2 000 руб.
Создание вакансии и размещение в ресурсы
1 200 руб.
Подборка из актуальных резюме на вакансию (в зависимости от вакансии, до 15 резюме)
5 000 руб.
Проведение онлайн интервью
600 руб.
Проведение оффлайн интервью
800 руб.
Проведение телефонного интервью
400 руб.
Оформление резюме кандидата после проведённого собеседования, с комментариями рекрутера
800 руб.