Основы трудовой деятельности
Трудовая деятельность представляет собой фиксированный ряд последовательных операций, действий и функций, которые имеют конкретные цели и совершаются на рабочих местах.
Цели трудовой деятельности:
- создание материальных благ;
- выполнение научной работы и самообразование;
- оказание услуг;
- накопление и передача информации.
Трудовая деятельность осуществляется, если в наличии следующие составляющие:
- Объект труда - работник, который совершает действие.
- Средство труда —оборудование, компьютер, инструменты, с помощью которых совершается действие.
- Предметы труда — материалы, сырье, система знаков и букв, другой человек, природа, художественный образ — то, на что направлен труд человека.
Виды трудовой деятельности
Разделяют физический труд и умственный труд.
Физический труд - выполнение человеком энергетических функций, может быть, как динамической, так и статической.
Динамическая трудовая деятельность, при которой в процессе задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей, локальная динамическая физическая деятельность - работа, при которой задействовано менее 1/3 мышц, например, набор текста на компьютере, региональная –такая работа, когда участвуют от 2/3 до 1/3 мышц, прежде всего, корпус, верхние и нижние конечности.
Физический труд стимулирует силу, обменные процессы и состояние некоторых функциональных систем – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему. Он требует, как правило, значительной выносливости и повышенной физической подготовки организма.
Физический труд с развитием технического оснащения трудового процесса больше стал приобретать основы умственного труда. Технический прогресс усовершенствовал возможности и функции, которые раньше выполнял человек.
В зависимости от ситуации и оснащения, одни и те же трудовые задачи выполняются разными способами.
Например, в логистических комплексах сортируют и собирают грузы как вручную, так и с помощью автоматизированных процессов, регулируемых индивидуально.
Физический труд подразделяется на:
- Ручной труд в современных условиях встречается редко. Нужен длительный отдых из-за низкого уровня производительности ручного труда, иначе возникают заболевания опорно-двигательного аппарата и иных органов.
- Механизированный труд характеризуется большей скоростью по сравнению с ручным, а также монотонностью человеческих движений. Монотонный труд приводит снижению внимания и к быстрой утомляемости;
- Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Это требует большого нервного напряжения и приводит к быстрой усталости и нервному истощению;
- Труд на автоматическом и полуавтоматическом производстве заключается в периодическом обслуживании механизмов и выполнении. Затраты энергии и напряженность производственной работы меньше, чем на конвейерном.
Умственный труд — основная форма интеллектуального и эмоционального процесса, который связан с приемом и переработкой информации и требует активизации процессов мышления, психических функций, напряжения внимания и памяти. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на восприятие факторов окружающей среды. При умственном труде в результате снижения двигательной активности может развиться гипокинезия, которая является условием формирования сердечно-сосудистых нарушений.
Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны:
- Операторский труд. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение.
- Управленческий труд. Форма труда, связанная с дистанционным управлением, когда человек, как необходимое звено, включен в систему управления. Нагрузка уменьшается по мере возрастания степени автоматизации процесса управления.
- Творческий труд. Наиболее сложная форма умственной деятельности – труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников. Творческий труд приводит к повышению кровяного давления, влияющих на изменения сердечной деятельности, повышению температуры тела и других изменений здоровья, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.
- Труд преподавателей, врачей, учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания. Наличие стрессовых ситуаций, связанных с учебной деятельностью, контрольными работами, экзаменами, зачетами.
Выделяют также умственно-физические формы процесса трудовой деятельности, которые имеют признаки сразу двух видов труда.
Что не относится к трудовым отношениям
Трудовые отношения — это отношения между работодателем и работником, которые закреплены документом, согласно которого работник выполняет порученную работу в определенное время, за оговоренную заработную плату.
К таким отношениям не относятся:
- Процессы, где не задействован человек.
- Процессы, где нет работодателя и работника.
Например, помыть пол в своей квартире — это трудовая деятельность, а не отношения. Помыть пол в квартире нанимателя и получить за это зарплату — трудовые отношения и деятельность.
Понятие трудового процесса на практике
На практике благодаря характеристикам трудовая деятельность подразделяется:
- По содержанию:
- отраслевая (строительство, информационные технологии, пищевая промышленность);
- профессиональная (научная, инженерная, педагогическая, административная);
- функциональная (инновации, предпринимательство).
- По характеру:
- социальная;
- наемная или частная;
- общественная или личная;
- индивидуальная или хозяйственная.
- По средствам и способам:
- ручная, машинная, машинно-ручная, автоматизированная;
- низкотехнологичная или высокотехнологичная;
- различная от степени участия человека.
- По условиям:
- стационарная или передвижная;
- легкая, средней тяжести, тяжелая;
- наземная, подземная;
- привлекательная или непривлекательная;
- со свободным или фиксированным графиком.
- По структуре:
- простая или сложная;
- рутинная или творческая;
- физическая или умственная.
Организация трудовой деятельности дошкольников
Трудовая деятельность детей в возрасте до семи лет — это метод их обучения через подражание взрослым, осознание зоны ответственности, запоминание и общение со сверстниками. Когда наделяют дошкольников обязанностями, то учитывают их возраст и характер, психологическую и физическую готовность, содержание и цель задания, а также предыдущий опыт.
- Самообслуживание. В младших группах детских учреждений формируют привычку к таким процессам, как: умывание, переодевание, подготовка ко сну, прием пищи. Сначала самостоятельные действия выполняются с трудом, но при повторении происходит закрепление и формирование осознанности. Воспитатели своим примером показывают детям, как помогать другим. Запоминая название предметов у детей происходит расширение словарного запаса.
- Поручения. Выполнение просьбы взрослого - ведущая форма действий ребенка в младшем возрасте, которая трансформируется в среднем и старшем дошкольном возрасте уже в обязанности. Поручения различаются по следующим признакам:
- по форме: индивидуальное (только одному ребенку), подгрупповое (нескольким детям), общее (всей группе);
- по продолжительности: краткосрочные (после обеда убрать со стола) и долгосрочные (в живом уголке кормить животных), а также постоянные (перед едой мыть руки) или одноразовые (переставить пирамидку);
- по содержанию.
- Дежурство. Форма общественной деятельности для группы людей. Однако может быть не только групповой, но и индивидуальной, значимость которой состоит в заботе о нескольких людях. Например, накрыть на стол в детском саду для всей группы или убрать игрушки. Дежурные назначаются ежедневно, обязанности детей меняются. Дети могут видеть, кто из них лучше справляется и брать пример друг с друга.
- Коллективная трудовая деятельность. Детям в старшем и дошкольном возрасте предлагают общее задание для выполнения всей группой. Чтобы достичь цели дети должны уметь договариваться, разделить между собой одну большую цель на несколько заданий. Воспитатель, в этом случае, может не только наблюдать, но и направлять и подсказывать.
Совместная деятельность формирует навыки общения, помогает осознать значимость обязанности каждого ребенка для общего дела. Например, декорирование группы к празднику, где на выбор: одни - вырезают украшения из бумаги, другие- клеят их на стену, третьи - подготавливают помещение и т.п.