+7 495 509-35-58

Будни 9:00—18:00

Виды трудовой деятельности

Трудовая деятельность— целесообразный, осознанный труд в различных сферах жизни человека. Трудовые процессы необходимы в обществе для создания благ и удовлетворения потребностей населения. Проявление важных внутренних качеств, особенности образования, черты характера, знания и опыт работающего используют в профессиональной работе любой организации.

Трудовая деятельность также рассматривается как соглашение между сотрудником и работодателем с учетом рабочего времени и условий труда.

Основы трудовой деятельности

Трудовая деятельность представляет собой фиксированный ряд последовательных операций, действий и функций, которые имеют конкретные цели и совершаются на рабочих местах.

Цели трудовой деятельности:

  • создание материальных благ;
  • выполнение научной работы и самообразование;
  • оказание услуг;
  • накопление и передача информации.

Трудовая деятельность осуществляется, если в наличии следующие составляющие:

  • Объект труда - работник, который совершает действие.
  • Средство труда —оборудование, компьютер, инструменты, с помощью которых совершается действие.
  • Предметы труда — материалы, сырье, система знаков и букв, другой человек, природа, художественный образ — то, на что направлен труд человека.

Виды трудовой деятельности

Разделяют физический труд и умственный труд.

Физический труд - выполнение человеком энергетических функций, может быть, как динамической, так и статической.

Динамическая трудовая деятельность, при которой в процессе задействовано более 2/3 мышц человека, называется общей, локальная динамическая физическая деятельность - работа, при которой задействовано менее 1/3 мышц, например, набор текста на компьютере, региональная –такая работа, когда участвуют от 2/3 до 1/3 мышц, прежде всего, корпус, верхние и нижние конечности.

Физический труд стимулирует силу, обменные процессы и состояние некоторых функциональных систем – сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему. Он требует, как правило, значительной выносливости и повышенной физической подготовки организма.

Физический труд с развитием технического оснащения трудового процесса больше стал приобретать основы умственного труда. Технический прогресс усовершенствовал возможности и функции, которые раньше выполнял человек.

В зависимости от ситуации и оснащения, одни и те же трудовые задачи выполняются разными способами.

Например, в логистических комплексах сортируют и собирают грузы как вручную, так и с помощью автоматизированных процессов, регулируемых индивидуально.

Физический труд подразделяется на:

  • Ручной труд в современных условиях встречается редко. Нужен длительный отдых из-за низкого уровня производительности ручного труда, иначе возникают заболевания опорно-двигательного аппарата и иных органов.
  • Механизированный труд характеризуется большей скоростью по сравнению с ручным, а также монотонностью человеческих движений. Монотонный труд приводит снижению внимания и к быстрой утомляемости;
  • Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Это требует большого нервного напряжения и приводит к быстрой усталости и нервному истощению;
  • Труд на автоматическом и полуавтоматическом производстве заключается в периодическом обслуживании механизмов и выполнении. Затраты энергии и напряженность производственной работы меньше, чем на конвейерном.

Умственный труд — основная форма интеллектуального и эмоционального процесса, который связан с приемом и переработкой информации и требует активизации процессов мышления, психических функций, напряжения внимания и памяти. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на восприятие факторов окружающей среды. При умственном труде в результате снижения двигательной активности может развиться гипокинезия, которая является условием формирования сердечно-сосудистых нарушений.

Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны:

  • Операторский труд. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение.
  • Управленческий труд. Форма труда, связанная с дистанционным управлением, когда человек, как необходимое звено, включен в систему управления. Нагрузка уменьшается по мере возрастания степени автоматизации процесса управления.
  • Творческий труд. Наиболее сложная форма умственной деятельности – труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников. Творческий труд приводит к повышению кровяного давления, влияющих на изменения сердечной деятельности, повышению температуры тела и других изменений здоровья, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.
  • Труд преподавателей, врачей, учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания. Наличие стрессовых ситуаций, связанных с учебной деятельностью, контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Выделяют также умственно-физические формы процесса трудовой деятельности, которые имеют признаки сразу двух видов труда.

Что не относится к трудовым отношениям

Трудовые отношения — это отношения между работодателем и работником, которые закреплены документом, согласно которого работник выполняет порученную работу в определенное время, за оговоренную заработную плату.

К таким отношениям не относятся:

  • Процессы, где не задействован человек.
  • Процессы, где нет работодателя и работника.

Например, помыть пол в своей квартире — это трудовая деятельность, а не отношения. Помыть пол в квартире нанимателя и получить за это зарплату — трудовые отношения и деятельность.

Понятие трудового процесса на практике

На практике благодаря характеристикам трудовая деятельность подразделяется:

  1. По содержанию:
    • отраслевая (строительство, информационные технологии, пищевая промышленность);
    • профессиональная (научная, инженерная, педагогическая, административная);
    • функциональная (инновации, предпринимательство).
  2. По характеру:
    • социальная;
    • наемная или частная;
    • общественная или личная;
    • индивидуальная или хозяйственная.
  3. По средствам и способам:
    • ручная, машинная, машинно-ручная, автоматизированная;
    • низкотехнологичная или высокотехнологичная;
    • различная от степени участия человека.
  4. По условиям:
    • стационарная или передвижная;
    • легкая, средней тяжести, тяжелая;
    • наземная, подземная;
    • привлекательная или непривлекательная;
    • со свободным или фиксированным графиком.
  5. По структуре:
    • простая или сложная;
    • рутинная или творческая;
    • физическая или умственная.

Организация трудовой деятельности дошкольников

Трудовая деятельность детей в возрасте до семи лет — это метод их обучения через подражание взрослым, осознание зоны ответственности, запоминание и общение со сверстниками. Когда наделяют дошкольников обязанностями, то учитывают их возраст и характер, психологическую и физическую готовность, содержание и цель задания, а также предыдущий опыт.

  1. Самообслуживание. В младших группах детских учреждений формируют привычку к таким процессам, как: умывание, переодевание, подготовка ко сну, прием пищи. Сначала самостоятельные действия выполняются с трудом, но при повторении происходит закрепление и формирование осознанности. Воспитатели своим примером показывают детям, как помогать другим. Запоминая название предметов у детей происходит расширение словарного запаса.
  2. Поручения. Выполнение просьбы взрослого - ведущая форма действий ребенка в младшем возрасте, которая трансформируется в среднем и старшем дошкольном возрасте уже в обязанности. Поручения различаются по следующим признакам:
    • по форме: индивидуальное (только одному ребенку), подгрупповое (нескольким детям), общее (всей группе);
    • по продолжительности: краткосрочные (после обеда убрать со стола) и долгосрочные (в живом уголке кормить животных), а также постоянные (перед едой мыть руки) или одноразовые (переставить пирамидку);
    • по содержанию.
  3. Дежурство. Форма общественной деятельности для группы людей. Однако может быть не только групповой, но и индивидуальной, значимость которой состоит в заботе о нескольких людях. Например, накрыть на стол в детском саду для всей группы или убрать игрушки. Дежурные назначаются ежедневно, обязанности детей меняются. Дети могут видеть, кто из них лучше справляется и брать пример друг с друга.
  4. Коллективная трудовая деятельность. Детям в старшем и дошкольном возрасте предлагают общее задание для выполнения всей группой. Чтобы достичь цели дети должны уметь договариваться, разделить между собой одну большую цель на несколько заданий. Воспитатель, в этом случае, может не только наблюдать, но и направлять и подсказывать.

Совместная деятельность формирует навыки общения, помогает осознать значимость обязанности каждого ребенка для общего дела. Например, декорирование группы к празднику, где на выбор: одни - вырезают украшения из бумаги, другие- клеят их на стену, третьи - подготавливают помещение и т.п.

Автор статьи

+7

Отправляя форму вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных