Основные цели адаптации сотрудников
Снизить издержки организации – быстрая интеграция сотрудника в деятельность увеличивает качество.
Сократить увольнение кадров в организации: когда некомфортно на работе, то сотрудник начинает поиск новой работы. В противном случае он быстро находит единомышленников в коллективе.
- Экономить время руководства организации: выбрать алгоритм взаимодействия с рабочей средой.
- Уменьшить уровень стресса сотрудников компании.
- Повысить настрой на работу с коллегами.
Что влияет на адаптацию персонала?
Адаптация проходит быстрее благодаря:
- Открытости коллектива к новым сотрудникам.
- Небольшому размеру компании.
- Навыкам управления в организации.
- Собственному опыту и практике.
При адаптации нового сотрудников в оргинизации важно дать им понять, что они защищены юридически, организовать максимально комфортное рабочее пространство с набором необходимого оборудования. Начальнику с подчиненным во избежание текучки кадров рекомендуется соблюдать лояльные отношения с соблюдением субординации.
Чтобы внедрение и адаптация нового сотрудника прошли максимально эффективно и успешно, необходимо организовать введение (около недели) и понаблюдать за коммуникативными способностями и другими субъективными навыками сотрудника, оценить дополнительные навыки сотрудника, после чего помочь ему с внедрением.
Виды адаптации персонала
- первичная адаптация появляется у сотрудника, когда он впервые начинает работать в компании;
- вторичная, если человек имеет трудовой опыт.
Разновидность адаптации персонала
- Социальная адаптация сотрудников – знать нормы поведения, взаимодействия с персоналом.
- Производственная адаптация сотрудников – изучить условия внутреннего распорядка и график труда, соблюдая безопасность производства.
- Профессиональная адаптация сотрудников – обучение знаниям и повышение квалификации, оценка профессиональных навыков.
- Физиологическая адаптация сотрудников – приспособление к рабочим нагрузкам, условиям труда.
- Психологическая адаптация сотрудников – налаживание взаимоотношений.
- Организационная адаптация сотрудников – необходимо понимать свою роль.
- Экономическая адаптация сотрудников – оплата, материальное стимулирование.
Три подхода к адаптации сотрудников
Чтобы ускорить процесс адаптации сотрудников в компании были разработаны множество методов, инструментов и систем, каждый из которых имеет свои особенности.
- Сначала смотрят на работу сотрудника новичка без обучения, потом обсуждают условия. Вместо кандидата, который не подошел, обычно нанимают нового. Этот способ негативно действует на новичков, которые часто разочаровываются и чувствуют ненужность.
- Новичок самостоятельно выполняет работу, это происходит без объяснения определенных условий выполнения. В испытательный срок кандидаты преодолевают трудности. Если новый сотрудник не подходит компании, то ищут другого. Плохое отношение и конфликты в коллективе - результат использования такого способа.
- Чтобы помочь новому сотруднику после направления на курсы, он бесплатно проходит обучающие программы, изучает необходимые технологии, должностные инструкции, знакомится с коллективом, получает полезные советы и ответы от наставника на вопросы. Поддержка всегда помогает успешно адаптироваться, а методы наставничества комфортно находиться в любом коллективе.
Ориентационная программа сотрудника
С помощью ориентационной программы можно добиться успеха при внедрении новичка в компанию. Что требуется при адаптации новичка:
- Общее знакомство с компанией
Провести такую встречу может как начальник организации, так и кадровый работник. На такой встрече обсуждаются цели, задачи и перспективы развития компании, структурные подразделения, нормы и требования.
- Политика управления в компании
На этом этапе сотрудник должен понять как управляется компания и в какой структуре он будет сосуществовать. В ваших интересах на этом этапе рассказать о дальнейшем росте по структуре.
- Финансовые моменты
Далее обсуждается финансовая часть, а именно функционал работы и ее оплата. Обсуждаются все нюансы сотрудничества, даты заработной платы, режим рабочего дня и прохождение практики.
- Льготный пакет
Если компания предполагает пакет льгот, то стоит об этом заранее рассказать будущему сотруднику.
- Техника безопасности
Обязательно проведите инструктаж по технике безопасности перед первым рабочим днем.
- Знакомство с подразделением
В первый день происходит наем и подписание договора, а также первая встреча с коллегами. Эксперт по HR или куратор должен ввести нового сотрудника и помочь ему адаптироваться. Куратор должен познакомить нового коллегу остальным. Необходимо рассказать кто ответственный за его работу, сообщить контакты, необходимые для работы.
Сплотить коллектив помогут современные тимбилдинги, общие события и совместные задания, которые дадут почувствовать себя часть команды и понять специфику взаимоотношений в коллективе, а также познакомиться поближе.
Основные проблемы адаптации сотрудников
В первую очередь, часть сотрудников на новом месте страдают из-за психологического дискомфорта, многие боятся рассказать о ситуации, просто проявлять себя в новой компании.
Также могут возникнуть следующие проблемы: завышенные ожидания, снижение мотивации, некорректное формирование рабочей структуры, нехватка достижений и ряд других факторов.
Кто отвечает за адаптацию новых сотрудников
Сначала с кандидатом взаимодействует рекрутер. После отбора на должность, менеджер передает сотрудника специалистам:
- HR-специалист. Направляет на обучение, отслеживает мотивацию, контролирует сроки выполнения плана, составляет характеристики по итогам процесса.
- Руководитель подразделения. Отвечает за приобретение навыков, помогает исправить ошибки.
- Наставник. Помогает обрести навыки и найти общий язык.
Этапы адаптации нового сотрудника
- Ознакомление
Знакомство работника с корпоративной культурой компании. Он анализирует карьерный рост с предложением работодателя, на основании этого продолжает работу в организации или начинает искать новое место. У работодателя есть возможность сразу составить свое мнение о кандидате, оценить личные качества и профессионализм.
- Приспособление
Продолжительность этапа от месяца до года в зависимости от уровня ответственности и сложности работы.
- Ассимиляция
Нужна, чтобы четко понять насколько важно сделать первый шаг и стать членом команды. Помогает разобраться в себе. Осознавая место в коллективе, сотрудник повышает эффективность, определяя, важность и первостепенность задач, а также принимает решение, стоит ли оставаться работать на постоянной основе.
Как ускорить адаптацию новых сотрудников
Во время длительного и сложного процесса на работника возложены финансовые затраты, поэтому для работодателя важно, чтобы работник влился в структуру быстро и начал приносить пользу. Будущее развитие зависит от психофизиологической поддержки и обучения.
- Разработка плана
Разработать план, который включает экскурсию по помещениям офиса, знакомство с требованиями материалов для оформления, изучение обязанностей. Принять правила труда и нормы отдыха, получить доступ к корпоративной почте или CRM-системе.
- Обучение или тренинг
Провести индивидуальное мероприятие по обучению нового сотрудника или групповые занятия для участников подразделения.
- Подбор наставника
Именно наставник отвечает на ряд интересующих рабочих вопросов нового сотрудника для организации коммуникации с отделами.
- Налаживание общения
Директор обращает внимание на следующие признаки:
– пренебрежение нормами корпоративной этики;
– нарушения дисциплины.
- Подключение к жизни коллектива позволяют новому сотруднику показать свои умения в спортивных состязаниях. Во время адаптации компания оценивает сотрудника, а новый сотрудник погружается в правила поведения, корпоративные нормы, установить отношения. Найти подходящего специалиста непросто, поэтому для каждого работодателя нужно, чтобы адаптационный период прошел быстрее.
Таким образом, лучше всего, когда новый сотрудник проявил себя с максимальной пользой на основе желания достигнуть целей компании.