+7 495 509-35-58

Будни 9:00—18:00

Адаптация персонала

Адаптация – это приспособление новых сотрудников к условиям труда в новой организации. В связи со сменой деятельности у каждого человека происходит стресс. Люди при приеме переживают о том, смогут ли справиться с задачами, построят ли отношения с коллективом. Как правило, любой человек привыкает к новым условиям в течении нескольких месяцев. Непосредственный работодатель заинтересован, чтобы процесс адаптации проходил быстро и безболезненно. Кадровое агентство занимается подбором опытных кандидатов для сферы бизнеса, например, ищет готовые ресурсы для проекта продаж.

Основные цели адаптации сотрудников


Снизить издержки организации – быстрая интеграция сотрудника в деятельность увеличивает качество. Сократить увольнение кадров в организации: когда некомфортно на работе, то сотрудник начинает поиск новой работы. В противном случае он быстро находит единомышленников в коллективе.

  • Экономить время руководства организации: выбрать алгоритм взаимодействия с рабочей средой.
  • Уменьшить уровень стресса сотрудников компании.
  • Повысить настрой на работу с коллегами.

Что влияет на адаптацию персонала?


Адаптация проходит быстрее благодаря:

  • Открытости коллектива к новым сотрудникам.
  • Небольшому размеру компании.
  • Навыкам управления в организации.
  • Собственному опыту и практике.

При адаптации нового сотрудников в оргинизации важно дать им понять, что они защищены юридически, организовать максимально комфортное рабочее пространство с набором необходимого оборудования. Начальнику с подчиненным во избежание текучки кадров рекомендуется соблюдать лояльные отношения с соблюдением субординации.

Чтобы внедрение и адаптация нового сотрудника прошли максимально эффективно и успешно, необходимо организовать введение (около недели) и понаблюдать за коммуникативными способностями и другими субъективными навыками сотрудника, оценить дополнительные навыки сотрудника, после чего помочь ему с внедрением.

Виды адаптации персонала


  • первичная адаптация появляется у сотрудника, когда он впервые начинает работать в компании;
  • вторичная, если человек имеет трудовой опыт.

Разновидность адаптации персонала

  1. Социальная адаптация сотрудников – знать нормы поведения, взаимодействия с персоналом.
  2. Производственная адаптация сотрудников – изучить условия внутреннего распорядка и график труда, соблюдая безопасность производства.
  3. Профессиональная адаптация сотрудников – обучение знаниям и повышение квалификации, оценка профессиональных навыков.
  4. Физиологическая адаптация сотрудников – приспособление к рабочим нагрузкам, условиям труда.
  5. Психологическая адаптация сотрудников – налаживание взаимоотношений.
  6. Организационная адаптация сотрудников – необходимо понимать свою роль.
  7. Экономическая адаптация сотрудников – оплата, материальное стимулирование.

Три подхода к адаптации сотрудников


Чтобы ускорить процесс адаптации сотрудников в компании были разработаны множество методов, инструментов и систем, каждый из которых имеет свои особенности.

  1. Сначала смотрят на работу сотрудника новичка без обучения, потом обсуждают условия. Вместо кандидата, который не подошел, обычно нанимают нового. Этот способ негативно действует на новичков, которые часто разочаровываются и чувствуют ненужность.
  2. Новичок самостоятельно выполняет работу, это происходит без объяснения определенных условий выполнения. В испытательный срок кандидаты преодолевают трудности. Если новый сотрудник не подходит компании, то ищут другого. Плохое отношение и конфликты в коллективе - результат использования такого способа.
  3. Чтобы помочь новому сотруднику после направления на курсы, он бесплатно проходит обучающие программы, изучает необходимые технологии, должностные инструкции, знакомится с коллективом, получает полезные советы и ответы от наставника на вопросы. Поддержка всегда помогает успешно адаптироваться, а методы наставничества комфортно находиться в любом коллективе.

Ориентационная программа сотрудника


С помощью ориентационной программы можно добиться успеха при внедрении новичка в компанию. Что требуется при адаптации новичка:

  1. Общее знакомство с компанией
    Провести такую встречу может как начальник организации, так и кадровый работник. На такой встрече обсуждаются цели, задачи и перспективы развития компании, структурные подразделения, нормы и требования.
  2. Политика управления в компании
    На этом этапе сотрудник должен понять как управляется компания и в какой структуре он будет сосуществовать. В ваших интересах на этом этапе рассказать о дальнейшем росте по структуре.
  3. Финансовые моменты
    Далее обсуждается финансовая часть, а именно функционал работы и ее оплата. Обсуждаются все нюансы сотрудничества, даты заработной платы, режим рабочего дня и прохождение практики.
  4. Льготный пакет
    Если компания предполагает пакет льгот, то стоит об этом заранее рассказать будущему сотруднику.
  5. Техника безопасности
    Обязательно проведите инструктаж по технике безопасности перед первым рабочим днем.
  6. Знакомство с подразделением
    В первый день происходит наем и подписание договора, а также первая встреча с коллегами. Эксперт по HR или куратор должен ввести нового сотрудника и помочь ему адаптироваться. Куратор должен познакомить нового коллегу остальным. Необходимо рассказать кто ответственный за его работу, сообщить контакты, необходимые для работы.

Сплотить коллектив помогут современные тимбилдинги, общие события и совместные задания, которые дадут почувствовать себя часть команды и понять специфику взаимоотношений в коллективе, а также познакомиться поближе.

Основные проблемы адаптации сотрудников


В первую очередь, часть сотрудников на новом месте страдают из-за психологического дискомфорта, многие боятся рассказать о ситуации, просто проявлять себя в новой компании.

Также могут возникнуть следующие проблемы: завышенные ожидания, снижение мотивации, некорректное формирование рабочей структуры, нехватка достижений и ряд других факторов.

Кто отвечает за адаптацию новых сотрудников


Сначала с кандидатом взаимодействует рекрутер. После отбора на должность, менеджер передает сотрудника специалистам:

  • HR-специалист. Направляет на обучение, отслеживает мотивацию, контролирует сроки выполнения плана, составляет характеристики по итогам процесса.
  • Руководитель подразделения. Отвечает за приобретение навыков, помогает исправить ошибки.
  • Наставник. Помогает обрести навыки и найти общий язык.

Этапы адаптации нового сотрудника


  1. Ознакомление
    Знакомство работника с корпоративной культурой компании. Он анализирует карьерный рост с предложением работодателя, на основании этого продолжает работу в организации или начинает искать новое место. У работодателя есть возможность сразу составить свое мнение о кандидате, оценить личные качества и профессионализм.
  2. Приспособление
    Продолжительность этапа от месяца до года в зависимости от уровня ответственности и сложности работы.
  3. Ассимиляция
    Нужна, чтобы четко понять насколько важно сделать первый шаг и стать членом команды. Помогает разобраться в себе. Осознавая место в коллективе, сотрудник повышает эффективность, определяя, важность и первостепенность задач, а также принимает решение, стоит ли оставаться работать на постоянной основе.

  4. Как ускорить адаптацию новых сотрудников


    Во время длительного и сложного процесса на работника возложены финансовые затраты, поэтому для работодателя важно, чтобы работник влился в структуру быстро и начал приносить пользу. Будущее развитие зависит от психофизиологической поддержки и обучения.

    1. Разработка плана
      Разработать план, который включает экскурсию по помещениям офиса, знакомство с требованиями материалов для оформления, изучение обязанностей. Принять правила труда и нормы отдыха, получить доступ к корпоративной почте или CRM-системе.
    2. Обучение или тренинг
      Провести индивидуальное мероприятие по обучению нового сотрудника или групповые занятия для участников подразделения.
    3. Подбор наставника
      Именно наставник отвечает на ряд интересующих рабочих вопросов нового сотрудника для организации коммуникации с отделами.
    4. Налаживание общения
      Директор обращает внимание на следующие признаки:
      – пренебрежение нормами корпоративной этики; – нарушения дисциплины.
    5. Подключение к жизни коллектива позволяют новому сотруднику показать свои умения в спортивных состязаниях. Во время адаптации компания оценивает сотрудника, а новый сотрудник погружается в правила поведения, корпоративные нормы, установить отношения. Найти подходящего специалиста непросто, поэтому для каждого работодателя нужно, чтобы адаптационный период прошел быстрее.
    6. Таким образом, лучше всего, когда новый сотрудник проявил себя с максимальной пользой на основе желания достигнуть целей компании.

Статья проверена:

+7

Отправляя форму вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных